«Хетцер»(нем. Hetzer — подстрекатель, борзая или Jagdpanzer 38 — немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. Применялась в период Второй мировой войны. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носила индекс Sd.Kfz.138/2. Была разработана чехословацкой фирмой BMM на шасси лёгкого танка PzKpfw 38(t) в ноябре 1943 — январе 1944 года в качестве более дешёвой и массовой замены штурмовым орудиям StuG III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков, предназначавшийся в первую очередь для комплектования противотанковых подразделений пехотных и кавалерийских дивизий. Из семнадцати танковых дивизий Вермахта, участвовавших летом 1941 года в нападении на СССР, шесть были вооружены танками чешского производства Pz.35 (t) и Pz.38 (t). В тот период они составляли почти треть германского танкового парка. Кроме того, чешская бронетехника состояла на вооружении армий Словакии, Румынии и Венгрии – союзников Гитлера. В дальнейшем, когда чешские танки стремительно устаревали, чешские производители переориентировалась на выпуск самоходных орудий. Один из таких самоходных подарков фюреру – «Хетцер». Это название присвоено было машине по указанию Гитлера. Среди вариантов перевода названия на русский язык часто используется слово «Егерь». «Хетцер» (или Jagdpanzer 38) был разработан чехословацкой фирмой BMM на шасси легкого танка PzKpfw 38(t) в конце 1943 — начале 1944 года. Истребитель танков Jagdpanzer 38 часто называют чуть ли не чудо-оружием, которое могло бы серьёзно повлиять на ход мировой войны, появись оно на полях сражений немного раньше. Конечно, Jagdpanzer 38 был действительно удачной машиной. В его весовой категории практически не было бронемашин с настолько удачным сочетанием достаточно мощной брони, установленной под рациональными углами наклона, сильного вооружения и относительно низкого силуэта. Но переоценивать эту машину не стоит. Серьёзная перегрузка носовой части машины стала причиной многочисленных поломок рессор подвесок передних опорных катков. Проблему удалось частично решить только в сентябре 1944 года после ввода усиленных рессор для подвески передних опорных катков, а также облегчения орудийной установки. Другую проблему решить не удалось. Называлась она «слабый мотор». Удельная мощность машины составляла всего 10 л.с. на тонну. Для сравнения, Marder III поздних серий имел удельную мощность 14,5 лошадиных сил на тонну, а StuG 40 Ausf.G — 11,3 лошадиных силы на тонну. Рассказы про шустрый истребитель танков можно оставить на совести сочинителей таких историй. Немало вопросов имелось и к боевому отделению машины. Боевое отделение истребителя танков оказалось не особенно просторным. Осень-зима 1944 года для Jagdpanzer 38 стали пиком карьеры. По мере насыщения Красной армии танками Т-34-85, а американской армии — Medium Tank M4 с 76-мм пушками боевая эффективность немецких лёгких истребителей танков неуклонно снижалась. Часто этим машинам приходилось иметь дело с пехотой антигитлеровской коалиции, а она в начале 1945 года уже имела весьма эффективные противотанковые средства. Особенно это касается американцев, имевших на вооружении ручные противотанковые гранатомёты. Многочисленные фотографии подбитых пехотой Jagdpanzer 38 с проломами в бортах являются лишним тому подтверждением.