Советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в октябре - ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-70 продолжалось до октября 1943 года, когда, по результатам боевых действий лета этого года и большой надобности РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76 на его базе, было принято решение о прекращении его серийного выпуска. Всего был выпущен 8231 танк этого типа. Преимуществом легкого танка должна быть подвижность, но здесь Т-70 ничем не выделялся на общем фоне. Пара бензиновых моторов позволяла 9,8-тонной машине развить скорость в 40 км\ч на шоссе. При отсутствии дорог этот показатель падал вдвое. Зато динамика разгона была не в пример выше, что спасало во многих ситуациях. Экипажи скептически относились к новой машине, дав ей прозвище БМ-2 (Братская могила на двоих). Тем не менее, хватало и положительных эпизодов. Известный критик Т-60 и Т-70, командующий 1-м танковым корпусом М.Е. Катуков, в своих мемуарах описывает следующий случай: «И теперь в роковой час немецкого прорыва выручили нас танки - «малютки». Когда фашистская пехота вклинилась в нашу оборону на полкилометра, если не больше, я бросил в бой последний резерв. К счастью, рожь в ту пору поднялась чуть ли не в рост человека, и это помогло «малюткам», укрываясь во ржи, выйти в тыл гитлеровцам, просочившимся в наши боевые порядки. Т-70 с короткого расстояния шквальным огнем обрушились на немецкую пехоту. Прошло несколько минут, и цепи наступающих фрицев были отброшены.» Естественно, с первых дней войны Т-70 не рассматривался как противотанковое средство. И дело здесь не только в недостатке огневой мощи, сколько в низкой защищенности. Зато, в борьбе с пехотой противника легкий Т-70 был очень полезным. Так, при столкновениях в августе 1943 года у деревни Понизовье, Т-70 28-й гвардейской танковой бригады записали на свой счет 300 пехотинцев, 6 орудийных расчетов и несколько автомобилей. Последним масштабным сражением с участием Т-70 стала Курская битва. К 4 июля 1943 года в составе Центрального фронта было 369 танков Т-70. Из них 261 машина была задействована в бою у Прохоровки. Характеристики легкого танка были несопоставимы с противником. Так, в одном лишь 29-м танковом корпусе после боя было потеряно 35 танков Т-70. Курская битва продемонстрировала бесполезность легких машин в столкновении с танками противника. Уже в октябре 1943 года машину сняли с производства, а имеющиеся в войсках танки стали заменять более совершенными образцами. Т-70 передавали в учебные части или переделывали в САУ СУ-76. Тем не менее, «малютки» воевали до победных дней мая 1945 года. А их преимущества в городской застройке, которые придавала компактность и мобильность, делали Т-70 полезней многих именитых «коллег». До октября 1943 года было выпущено более 8 тысяч Т-70, что делает эту машину самым массовым танков Великой Отечественной – после Т-34.