«В период Отечественной войны выявлены следующие конструктивные недостатки систем:
а) при стрельбе имеют место случаи разрыва втулки дульного тормоза, что ведёт к разрыву снаряда в дульном тормозе и выводу системы из строя;
б) передняя и задняя обоймы ствола крепятся гайками, которые от самоотвинчивания привариваются к обоймам и трубе. Во время стрельбы заварка не выдерживает, и после нескольких выстрелов получаются трещины. Необходимы конструктивные изменения;
в) удельное давление на прокладки направляющих захватов большое, что приводит к быстрому износу прокладок и, как следствие, поперечной качке ствола по направляющим полозкам люльки, приводящей к потере прицельности огня;
г) у стопора оси кривошипа слабая пружина. При стрельбе стопор оси кривошипа отходит и не удерживает ось, которая под действием силы отдачи выдвигается вправо, сгибается и выходит из строя;
д) при больших маршах быстро и изнашиваются втулки полуоси, в результате чего колеса начинают цепляться за щит и пушка выходит из строя;
е) плохо снабжается смазкой вилка поворотного механизма, что приводит к увеличению усилия, прикладываемого к рукоятке поворотного маховика. Кроме того, неудачно сконструировано крепление вилки со стопорным кольцом, усложняющее разборку и сборку при вынимании вилки из стойки;
ж) шкворневая лапа требует усиления рёбрами жёсткости;
з) при движении по плохим грунтовым дорогам были случаи изгиба и поломки боевой оси. Боевую ось необходимо усилить, что и приходилось делать в период боев путём наварки угольников;
и) кулачки распорных трубок слабые, быстро изнашиваются и сгибаются, в результате чего система со сведёнными станинами имеет качку на боевом штыре;
к) приливы, фиксирующие станины, мягкие, изготовлены из некачественного металла, отчего получается прогиб, и при отбое отверстия для стопора станин не совпадают;
л) прикрытия на верхнем станке крепятся плохо. При совершении длительных маршей щит получает большую качку в соединении вилки и проушин;
м) тяга подрессоривания изготовляется из некачественного металла, в результате чего при совершении длительных маршей по грунтовым дорогам тяга лопается;
н) при производстве выстрела система сильно подпрыгивает, отчего уменьшается прицельность. Следует внести конструктивные улучшения».
Как видно из этого списка, часть недостатков ЗиС-3 являлась логичным продолжением её достоинств. Лафет, разработанный, как уже говорилось, для 57-мм противотанковой пушки, испытывал большие нагрузки при стрельбе. Дульный тормоз, необходимый, чтобы компенсировать хотя бы часть отдачи, сам нередко становился предметом нареканий. Кроме того, как отмечалось, его наличие мешало пушкам вести стрельбу картечью по вражеской пехоте.«Пушки ЗиС-3, состоящие на вооружении истребительно-противотанковых дивизионов, показали хорошую эффективность в бою с лёгкими и средними танками противника. В борьбе с танками типа «Тигр» и самоходными орудиями «Фердинанд» не вполне совершенны из-за недостаточной бронепробиваемости. Кроме того, пушка ЗиС-3 мало устойчива — прыгает во время стрельбы. Щитовое прикрытие у пушки слишком велико и демаскирует месторасположение огневой позиции. Необходимо повысить устойчивость орудия и устроить вместо имеющихся щитовых прикрытий откидные щиты».